Ул. Малая Московская, д.2, офис 47

Владимирская, Достоевская

10:00—19:00 без обеда

Сб, вс: выходные

+7 812 49-33-777

В будни 10:00—19:00

Ликвидация ИП: пошаговая инструкция

06.10.2017

Самостоятельно получить статус индивидуального предпринимателя (ИП) достаточно легко, поэтому начинающие бизнесмены часто выбирают именно этот вариант. В ходе ведения предпринимательской деятельности выясняется, что статус ИП имеет ряд существенных недостатков, которые могут привести к закрытию ИП. В статье рассмотрим основные причины ликвидации, дадим ряд полезных ссылок и советов по организации этой процедуры.

Причины закрытия ИП

Можно выделить несколько основных причин закрытия ИП.

Налоги. ИП обязан начислять фиксированные взносы в ПФР и ФФОМС, даже если предпринимательская деятельность фактически не ведется. Например, в 2017 году общая величина таких отчислений составила 28 тысяч рублей, а в 2018 году составит более 29 тысяч. Таким образом, если бизнес не приносит регулярного дохода, выгодно просто ликвидировать ИП.

Ограничение видов деятельности. Иногда в процессе работы возникает необходимость расширить перечень видов деятельности. Вместе с тем статус ИП не позволяет, например, торговать алкоголем, работать как туроператор или производить лекарства. В таких случаях приходится закрывать ИП и оформлять ООО.

Внешние факторы. Возрастающая конкуренция, отсутствие спроса, изменения в логистической цепочке также являются частыми причинами ликвидации ИП. Влияние внешних факторов может вызвать уменьшение прибыли или привести к убыткам. Если устранить такие факторы невозможно — приходится прекращать деятельность.

Порядок закрытия ИП регламентирован законодательством и не зависит от причин. Далее приведена пошаговая инструкция, которая поможет корректно организовать все этапы этой процедуры.

Этап 1: погасить долги

На начальном этапе следует привести в порядок всю учетную и кадровую документацию, свериться с контрагентами, расторгнуть действующие договоры, взыскать дебиторскую и закрыть кредиторскую задолженность.

ИП не обязан информировать кредиторов о предстоящем закрытии и погашать долги. Когда общая сумма задолженности невелика — регистрирующий орган зачастую допускает закрытие ИП. При наличии существенных размеров долга налоговая служба имеет право отказать в ликвидации деятельности. Зачастую эта сумма составляет 30 и более тысяч рублей.

Важная информация

При закрытии ИП с задолженностями все финансовые обязательства переходят на физическое лицо. Неуплата задолженностей может повлечь принудительное взыскание через службу судебных приставов.

Этап 2: уволить сотрудников

Не позднее чем за 2 недели до завершения трудовых отношений в связи с ликвидацией, предприниматель обязан проинформировать об этом службу занятости. Для этого следует подать уведомление в произвольном виде с указанием ФИО сотрудников, их должностей, квалификации и окладов.

Закон не предписывает ИП уведомлять сотрудников о грядущем увольнении. Исключение составляют случаи, при которых это обязательство отдельно предусмотрено в трудовом договоре. Для оформления увольнения требуется издать приказ, начислить зарплату и компенсации, погасить все начисления перед сотрудниками. В трудовую книжку следует внести запись с формулировкой: «Трудовой договор расторгнут в связи с прекращением деятельности ИП, согласно п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ».

Этап 3: подать отчетность

После увольнения следует сформировать и подать отчетность в следующие органы:
в ФНС — Расчет по страховым взносам, утвержденный Приказом ФНС № ММВ-7-11/55 от 10.10.2016, действует с 1 января 2017г;
в ФСС — форму 4-ФСС, утвержденную Приказом ФСС № 381 от 26.09.2016;
в ПФР — форму СЗВ-М, утвержденную Постановлением Правления ПФ РФ № 83П от 01.02.2016.

На протяжении 15 календарных дней с даты подачи отчетности следует погасить задекларированные обязательства.

Важная информация

Персонифицированную отчетность и расчеты по взносам важно подать раньше, чем заявление о закрытии ИП. За предоставление в один день или позднее грозит штраф — 1 тысяча рублей за каждый расчет (п.1 ст. 46 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Далее следует организовать снятие с учета в ПФР и ФСС. Для этого требуется оформить заявление о снятии с учета и приложить к нему копии заполненных трудовых книжек и приказов на увольнение. Бланк заявления регламентирован:
для ФСС — приложением № 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минтруда от 25.10.2013 № 574н;
для ПФР — приложением № 10 к Порядку, утвержденному Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п.

Снятие с учета во внебюджетных фондах происходит по прошествии 14 календарных дней с дня обращения.

Этап 4: закрыть ИП в налоговой

Способы подачи

Комплект документов для закрытия ИП можно предоставить в бумажном и электронном виде.

В бумажной форме комплект подается в органы ФНС или МФЦ одним из способов:

  • при личном посещении ИП;
  • через доверенное лицо при наличии нотариально оформленной доверенности;
  • почтовой отправкой с объявлением ценности и описью вложения.

В электронной форме обращение доступно при наличии цифровой подписи через специальные сервисы:

Чтобы сформировать обращение необходимо перейти на страницу сервиса и далее следовать его инструкциям.

При подготовке комплекта в бумажной форме понадобятся следующие данные.

  1. Заявление о закрытии ИП

    Этот документ предоставляется по форме Р26001, установленной приказом ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Бланк заполняется прописью или с помощью компьютера. В обоих случаях подписывать форму необходимо непосредственно в момент подачи в присутствии представителя госслужбы. Для отправки формы с помощью доверенного лица, подпись необходимо нотариально удостоверить.

  2. Квитанция об уплате пошлины

    К комплекту документов необходимо приложить квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины. Сформировать документ можно, используя специальный сервис «Уплата госпошлины». Платеж в 2017 году составляет 160 рублей.

  3. Паспорт
  4. ИНН
  5. Свидетельство ОГРНИП
  6. Нотариальную доверенность при подаче через представителя ИП

Важная информация

Справку из ПФР об отсутствии задолженности прилагать к комплекту не нужно. Эти данные фонд направляет в налоговую самостоятельно через программу межведомственного обмена.

После приема комплекта документов сотрудник ФНС или МФЦ должен выдать расписку о получении. При почтовой отправке комплекта — датой обращения будет считаться дата его фактической доставки. Расписка в таком случае отправляется по обратному адресу.

ФНС рассматривает обращение о ликвидации ИП — 5 рабочих дней, МФЦ — 8. По истечении этого срока ИП выдается лист записи ЕГРИП, подтверждающий закрытие ИП, или отказ в ликвидации с указанием причины. Эти документы могут выдаваться лично ИП, его доверенному лицу или направляться на регистрационный адрес ИП.

После получения листа ЕГРИП необходимо подать отчеты и погасить задолженность в соответствии с применяемой системой налогообложения.

При отказе в закрытии следует устранить указанную причину и повторно подать пакет документов.

Этап 5: закрыть расчетный счет

С даты оформления листа ЕГРИП счет можно использовать исключительно для погашения задолженности перед бюджетом. Проводить другие хозяйственные операции после закрытия ИП нельзя, за исключением оплаты расчетно-кассового обслуживания.

После погашения всех обязательств перед ФНС и фондами следует:

  • произвести расчет за банковское обслуживание;
  • снять остаток денежных средств;
  • оформить заявление о закрытии счета;
  • получить уведомление банка о завершении действия договора.

Уведомлять контролирующие органы о закрытии счета не нужно.

Этап 6: снять кассу с учета

ИП не должен самостоятельно организовывать снятие кассы с учета. Это делает налоговый орган в автоматическом режиме согласно пп. «б» п. 85 Приказа Минфина России N 94н от 29.06.2012. В результате выполнения этой процедуры ФНС направит ИП соответствующее уведомление.

Если есть необходимость продать кассу или переоформить её на другого владельца — процедуру снятия с учета следует организовать самостоятельно. Для этого необходимо предоставить в налоговую инспекцию:

  • кассовый аппарат для фиксации данных фискальной памяти;
  • паспорт и карточку регистрации ККТ;
  • заявление о снятии ККТ с учета;
  • журнал кассира-операциониста;
  • договор с центром техобслуживания;
  • фискальный отчет.

После проверки всех сведений ФНС возвращает бывшему владельцу паспорт ККТ с отметкой о снятии. Карточка регистрации ККТ остается в налоговой.

Этап 7: организовать хранение документов

Прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не освобождает физическое лицо от обязанности хранить документацию. Контролирующие органы могут проверять правильность ведения учета с доначислением обязательств, несмотря на закрытие ИП. Законом установлены следующие сроки хранения:

  • первичные документы и регистры учета — 4 года;
  • сведения о начислении и погашении страховых взносов — 6 лет;
  • кадровые документы — 75 лет.

Важная информация

Печати и штампы уничтожать не нужно. Их следует хранить вместе с документами, подтверждающими деятельности.

Закрытие ИП требует точного соблюдения формальностей, последовательной подачи документов и своевременной уплаты начислений. Если у вас нет времени на изучение пошаговой инструкции и самостоятельную организацию всех процедур, вы можете заказать услугу «Ликвидация индивидуальных предпринимателей» в юридической компании «АПС».

Мы работаем в сфере регистрации и ликвидации организаций с 2003 года. Накопленный опыт и связи позволяют индивидуально подходить к процедуре закрытия ИП и подбирать оптимальные решения в специфических ситуациях. Наши специалисты помогут подготовить и сдать отчетность, сформировать и подать документы на ликвидацию, а также проконсультируют по правовым и финансовым вопросам.


Официальная ликвидация ИП Официальная ликвидация ИП

Исключение физического лица из ЕГРИП и прекращение физическим лицом деятельности в качестве ИП. Снятие всех прав и обязанностей, предусмотренные законом для ИП.

Отправить заявку

Другие статьи

Почему нельзя бросать ООО

Опасность исключения ООО из реестра ЕГРЮЛ налоговым органом и отличие от добровольной ликвидации

Как открыть ООО самостоятельно – пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция по открытию ООО, разработанная нашими юристами, позволит Вам избежать ошибок при подготовке и регистрации необходимых документов.


Наши услуги